Интервью c деканом Высшего колледжа (факультета) корееведения директором Международного департамента ДВФУ, Алексеем Юрьевичем Старичковым. (ОТВ-ПРИМ, от 26 ноября с.г.)
- Алексей Юрьевич, насколько возможна реализация в Приморье проектов, аналогичных по масштабам с совместным предприятием ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» и Daewoo Shipbuilding & Marine Engeneering по постройке судоверфи в Большом Камне? В каких отраслях экономики возможны такие проекты?
- Я считаю, что это вполне реально. Но нужно понимать, что это очень капиталоемкие проекты государственного масштаба. И здесь, как и в случае с ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» и с Daewoo Shipbuilding & Marine Engeneering и заводом «Звезда», речь идет о государственной программе и государственных инвестициях, о желании государства развивать Дальний Восток, модернизировать экономику региона.
Масштабный проект - строительство нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан. Конечная точка трубопроводной системы, нефтепорт Козьмино уже работает. Идет отгрузка нефти. Председатель правительства Владимир Путин 29 декабря 2010 года лично давал старт загрузке первого танкера. К 2012 году будет завершено строительство этого нефтепровода.
Сам по себе нефтепровод - это отлично, но этого мало. Губернатор Приморья Сергей Дарькин высказывал идею о строительстве нефтеперерабатывающего завода на территории Приморского края. Уверен, что по этому проекту очень перспективно сотрудничество с корейскими корпорациями. С некоторыми компаниями сотрудничество уже ведется, но пока, это просто поставки нефти и газа. Создание, эксплуатация и сбыт производимой продукции крупного нефтехимического комплекса на территории Приморского края должно быть продолжением работы по строительству нефтепровода. В роли инвестора вполне могла бы выступить корпорация «Корейская национальная нефтяная компания».
Существует и Восточная программа «Газпрома», по которой разрабатываются газовые месторождения на Сахалине. Согласно той же программе сжиженный природный газ поставляется в Южную Корею, пока, правда, в незначительных объемах - 5-10 процентов от потребностей южнокорейского рынка. Но во время визита президента России Дмитрия Медведева в Южную Корею 10 ноября было заключено соглашение о сотрудничестве, в частности о новом плане поставок газа с 2017 года. В том числе предполагается строительство завода по производству сжиженного природного газа, который получал бы сырье с Сахалина по строящемуся сейчас газопроводу Сахалин-Хабаровск-Владивосток. Работы по его сооружению завершены уже на 75 процентов. Потребителями этого газа могли бы быть южнокорейские компании, например, компания «КОГАЗ» - это крупнейшая государственная корпорация, которая до недавней поры являлась монополистом в закупках природного газа и его использовании в энергетике и промышленности Южной Кореи. Также существуют и другие корейские корпорации, заинтересованные в сотрудничестве с Россией в нефтегазовой сфере.
Кстати, корпорация «КОГАЗ», возможно, примет участие в газификации Приморского края. «Газпром» построит магистральную трубу, а корейская корпорация займется разветвлением сети и созданием инфраструктуры. Проект по газификации - это крупнейший проект, подобный тем, которые сейчас реализуются на территории Приморского края.
- Какие еще корейские компании помимо Daewoo (строительство судоверфи) , Lotte (строительство сети кинотеатров), Korea Telecom (Новая телефонная компания), Hyundai (строительство завода по производству трансформаторов, отель «Hyundai»), Samsung (соглашение о совместной с ДВО РАН лаборатории) могли бы посчитать интересным, направить свои инвестиции в Приморье?
- В принципе, все крупные компании со своими проектами упомянуты в вашем в вопросе.
Однако еще в 1994 году Дальневосточный государственный университет совместно с крупной корейской компанией «КОХАП» заключил инвестиционный договор, и эта компания профинансировала строительство Высшего колледжа (факультета) корееведения ДВГУ. Сумма инвестиций составила полтора миллиона долларов, по тем временам это была немалая сумма. Это реальные инвестиции. Надо сказать, что в области образования - это не только корейская, но и единственная иностранная инвестиция за всю новейшую историю России в основные фонды.
Интересный факт, что нынешний президент Южной Кореи Ли Мён Бак работал в корпорации Hyundai, он был ближайшим соратником гуру корейской экономики, основателя группы Hyundai Чон Чжу Ёна. Вместе с ним он работал в Приморском крае, в частности участвовал в выборе места и строительстве отеля «Hyundai» во Владивостоке.
- Как вы оцениваете перспективы корейских инвестиций в строительство объектов саммита АТЭС 2012? Какие именно объекты, могут показаться наиболее интересными для корейских компаний?
- Корейские корпорации не очень активно участвуют в строительстве объектов саммита АТЭС 2012. Они проявляют значительный интерес, но в строительстве объектов саммита не участвуют. Вероятно, те условия, которые предлагают корейские компании, оказываются не самыми выгодными для России.
Хотя, надо сказать, что в развитии международного владивостокского аэропорта идет тесное взаимодействие с южно-корейским международным аэропортом Инчон - это один из крупнейших аэропортов мира, неоднократно признававшийся лучшим по различным оценкам.
Кстати, Северная Корея поставляет песок и щебень для строительства объектов саммита АТЭС 2012 на острове Русском.
- Какие факторы могут влиять на желание корейских компаний работать в Приморье? Что может мешать развитию корейского бизнеса на территории Приморского края, что напротив, способствовать? Как могут сказываться на развитии корейского бизнеса таможенные правила России, коррупционная составляющая, различия в культуре двух народов?
- Мы в ДВФУ занимаемся развитием международных программ, едва ли не ежедневно сталкиваемся с такой проблемой, как правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации. По опыту работы знаю, что корейские бизнесмены тоже очень часто с этим сталкиваются. К примеру, для того, чтобы российской компании оформить приглашение для иностранного партнера или инвестора, у нас в Приморье понадобится 3 месяца. Это связано с чрезвычайной загруженностью органов миграционной службы. ФМС сейчас очень занята работой с иностранными гражданами на острове Русском, отсюда и такие сроки. В России приглашения выдает специальный государственный орган. В других странах любая компания может позвать иностранного партнера, скажем, для ведения переговоров, самостоятельно составив приглашение. Я считаю, что в России необходимо упростить эту процедуру.
Следующая проблема - это необходимость регистрации иностранного гражданина. Безусловно, процедура регистрации необходима, чтобы контролировать поток иностранных граждан. Но вместе с тем, это не совсем удобно для бизнеса.
Например, под амбициозный проект «Сколково» специально создается свое отделение управления федеральной миграционной службы.
Чтобы стать привлекательными для иностранного бизнеса и для корейского в частности, мы в Приморском крае должны заниматься формированием положительного образа, популяризацией нашего края за границей, как территории с благоприятным инвестиционным климатом. Власти делают шаги в этом направлении, но считаю, что системного подхода пока нет. Пропаганда Приморья просто необходима. Организация пресс-туров для иностранных журналистов тоже может дать хороший результат.
Таможенные правила стали уже притчей во языцех. Хотя электронный документооборот должен значительно ускорить все таможенные процедуры. Нужно к этому стремиться.
Считаю, что коррупционная составляющая слишком преувеличена. Нужно показывать и пропагандировать положительные примеры иностранного бизнеса в Приморье, тех бизнесменов, которым удается работать без всяких взяток - таких примеров у нас достаточно.
Может помочь создание в Приморье института уполномоченного представителя по развитию иностранного бизнеса. Чтобы этот человек всегда мог прийти в краевую администрацию, и рассказать о проблемах заграничного бизнеса в крае. А к уполномоченному в свою очередь могли бы обращаться иностранные инвесторы.
Различия в культуре россиян и корейцев также несколько преувеличены. У нас достаточно точек соприкосновения. Но все же, необходимо двигаться к сближению наших культур - это будет приносить и экономическую пользу.
- Может ли Транссибирская магистраль заинтересовать корейский бизнес в плане транспортировки грузов в Европу? Какие изменения должны произойти, чтобы корейские компании начали использовать этот транзитный канал? Как вы оцениваете перспективы проекта по соединению Транссиба с корейскими железными дорогами?
- Пока объем производимых перевозок по Транссибирской магистрали чрезвычайно мал. Транзитный потенциал этой железной дороги практически не используется. Этому есть несколько причин. Во-первых, это нестабильная тарифная полтика РЖД. Во-вторых, сложность транзитных таможенных процедур - это самая главная причина.
Для транспортировки грузы должны поступать в приморский порт, далее перегружаться на железную дорогу. В этой цепочке сейчас есть пробуксовка. Также наши порты не всегда справляются с большим объемом грузов. Другими словами, эта единая логистическая структура пока не работает.
Известно, что два года назад ОАО «РЖД» заключила договор с Северной Кореей и взяла в аренду часть северокорейского порта Раджин. Сейчас ведется реконструкция 60-километрового участка железной дороги от Раджина до Хасана. Это сделано для того, чтобы создать то единое логистическое пространство. Но есть и другой проект. Это соединение Транссибирской железной дороги с Транскорейской магистралью. Потенциал этого проекта колоссален. Но существует проблема транзита из Южной Кореи в Россию, ведь между странами лежит Северная Корея. В принципе Северной Кореи это выгодно, она могла бы получать значительные роялти от транзита, но здесь, безусловно, есть риск. Политические факторы сильно влияют на развитие таких инфраструктурных проектов. К тому же железные дороги Северной Кореи находятся в очень плохом состоянии. Например, поезд от Хасана до Пхеньяна может идти 2 недели. Недавние события - артобстрел территорий друг друга в Желтом море, безусловно, усиливает факторы политической нестабильности.
- Каковы перспективы международной экономической зоны между Россией, Китаем и Южной Кореей «Туманган»? Реально ли воплощение в жизнь этого проекта-долгосторя? Если да, то в какие сроки он может быть реализован?
Вообще, этот проект нам не выгоден. И Россия его благополучно затянула. России крайне не выгоден выход Китая к морю. Хотя, китайцы и без российского участия его получат. Они, кстати, арендовали вторую половину порта Раджин.
- Компания Lotte Cinema планирует открыть на Дальнем Востоке сеть кинотеатров. Почему компания Lotte решила строить именно кинотеатры, ведь плотность населения на территории Дальнего Востока очень мала, по сравнению с городами Южной Кореи и остальных стран АТР. Ранее, именно по этой причине корейские компании отказались строить на Дальнем востоке детский развлекательный центр.
- Проблема Владивостока в том, что это небольшой город, небольшой рынок сбыта. Именно поэтому предполагается создать агломерацию Владивосток-Артем-Уссурийск. Для этого нужно развивать транспортную сеть. Это сейчас и происходит, строятся дороги, мосты, есть планы строительства высокоскоростных железных дорог. Это, безусловно, будет способствовать развитию этой агломерации и возникновению крупного рынка, а значит, будут возрастать возможности для сбыта товара.
Lotte - это мировая сеть гостиниц, курортов, универмагов и кинотеатров. Здесь расчет сугубо экономический. Кинотеатры проще всего построить, они быстрее окупятся. Тем более, россияне любят этот вид отдыха.
- Известны ли Вам корейские компании и частные бизнесмены, которые успешно ведут средний и малый бизнес в Приморском крае, как, например, китайские бизнесмены, которые занимаются сельским хозяйством, продажей одежды и ремонтом обуви на приморской территории?
Да, известны. Но их не так много, как китайских. Южнокорейские бизнесмены занимаются туристическим бизнесом, ресторанным бизнесом, сельским хозяйством и бизнесом в сфере услуг. Это и мини типографии и выращивание целебных растений. В целом южнокорейский бизнес в Приморье существует и вполне успешен.
- Насколько негативно отражается конфликт между Северной Кореей и Южной Кореей на экономическом развитии Азиатско-Тихоокеанского региона? Какое значение имеет этот конфликт для Приморья?
- Территория Северной Кореи вычеркнута из экономического пространства Северо-Восточной Азии. Те государства, которые находятся рядом с ней, бурно развиваются: Япония, Южная Корея, Китай, Россия. Классики экономической теории Адам Смит и Давид Рикардо доказали, что внешняя торговля стимулирует экономическое развитие обоих стран-участниц торговых отношений. Северная Корея самостоятельно себя изолировала, тем самым она дестимулирует и свое экономическое развитие и тех стран, которые могли бы вести с ней экономические отношения.
Термин «конфликт» не совсем верный. Применительно к межкорейским отношениям точнее будет называть эту ситуацию «Корейская проблема».
Естественно эта проблема существует. Но зачастую, из политических соображений, излишне демонизируется в средствах массовой информации и политических кругах Южной Кореи, Японии США.
Я считаю, что для Приморского края эти страхи также преувеличены.
- Российские туристы часто посещают Корею, среди россиян очень популярны корейские горнолыжные курорты, чем в свою очередь, Приморский край может быть привлекательным для туристов из Кореи? Какие изменения должны произойти, чтобы корейские туристы обратили большее внимание на Приморский край?
- Приморье для Кореи интересно. Во-первых, это географическая близость. Во-вторых, как считают корейцы - своим историческим наследием, ведь на территории края в период с 698 по 926 годы существовало государство Бохай, основателями которого были предки корейцев. Корейских туристов очень привлекает археологический туризм - посещение древних городищ государства Бохай, их в Приморье немало.
История освободительного движения корейцев в начале 20 века - это тоже очень интересно для них. В начале прошлого века увеличился поток корейских эмигрантов в Россию, особенно в связи с растущей японской агрессией. Эмигранты бежали от преследований оккупантов за свою патриотическую деятельность. Они продолжали борьбу с Японией на территории России, опираясь на поддержку местного корейского населения. Корейские патриоты издавали во Владивостоке несколько газет и журналов.
Корейские ученые проводят многочисленные исследования на эти темы.
Также корейцы любят смотреть на КНДР с сопок Хасанского района и совершать паломничество к священной для них горе Пэктусан через территорию Приморского края.
- Чем Россия может заинтересовать корейцев в плане культуры? Интересен ли корейскому народу русский театр, книги русских классиков, живопись, предметы народного творчества, возможно, современный шоу-бизнес?
- Конечно же, российская культура чрезвычайно интересна корейцам. В школьной программе корейцев много произведений русской классической литературы. Это и «Война и мир» и «Преступление и наказание» и «Доктор Живаго». Вся корейская интеллигенция хорошо знает эти и другие произведения русских классиков.
Корейцы очень любят русский балет. У них никогда не было традиций балетного искусства, они обратили внимание на балет в последние 20-30 лет. И во многом в этом ориентируются на Россию. Своих лучших танцоров корейцы отправляют на учебу в Вагановское училище, Большой и Мариинскикй театры.
Хореографическое училище ДВФУ тоже сотрудничает с корейским национальным балетом. Корейские танцоры приезжали и выступали совместно с нашими ребятами. Современный российский шоу-бизнес корейцам не интересен. Текст позаимствованан с официального сайта ОТВ-ПРИМ.
url: http://www.otvprim.ru/news12585.html
|